Главная Программа Тематическое планирование Разработки уроков Об авторах

Тема 1. Информация и информационные процессы (35 ч)

Содержание обучения

Виды информационных процессов (5 ч).
Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Язык как знаковая система. Передача и хранение информации в живых организмах.

Методы измерения количества информации(5 ч).
Вероятностный, алфавитный, содержательный подходы к измерению информации.

Системы счисления (11 ч).
История систем счисления. Позиционные системы счисления. Представление чисел в P-ичных системах. Единственность представления чисел в позиционных системах счислениях. Арифметические операции в позиционных системах счисления (+, –,*, /). Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

Представление информации в компьютере (12 ч).
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Скорость передачи информации. Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических дисках.

Информационные процессы человека (2 ч).
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком. Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Логарифмические шкалы восприятия, учет возможностей человека при создании средств информационных технологий и их интерфейсов.

Требования к знаниям и умениям выпускников

Учащиеся должны знать: виды и свойства источников и приемников информации; понятия: сигнал, кодирование и декодирование; способы кодирования и декодирования; понятия позиционной, непозиционной системы счисления; причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации; возможности использования компьютера для поиска, хранения, обработки и передачи информации; принципы представления числовой, графической, звуковой и видеоинформации.

Учащиеся должны уметь: представлять числа в развернутой и свернутой формах; переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую; производить арифметические операции в различных системах счисления; кодировать и декодировать информацию; выделять информационный аспект в деятельно­сти человека, информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного способа действия, определения состава и параметров не­обходимых средств информатизации для реализации проектов оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации, и скорость передачи информации.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Тема урока

Содержание

1

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Основные понятия и задачи теории информации

Макромир и микромир. Мегамир. Вещество, энергия, физическое тело, физическое поле. Знания. Информационное общество

1

Виды информационных процессов.

Информационные процессы в обществе. Особенности информационных процессов в вычислительной технике

Понятие информационного процесса. Принципиальная схема информационного процесса. Процессы передачи, представления и хранения информации

2

Процесс передачи информации. Сигналы и данные. Кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Скорость передачи информации

Источник, приемник информации. Сигнал, энергообмен, регистрация сигналов, кодирование, двоичное кодирование, сжатие. Декодирование. Машинный код, двоичный код. Введение бита как ячейки памяти. Пропускная способность канала передачи информации. Килобит/сек. Зависимость скорости передачи от используемой полосы частот. Искажение информации при передаче и при сжатии. Основные принципы построения сетей передачи данных

1

Язык как знаковая система.

Передача и хранение информации в живых организмах

Язык (естественные и формальные языки), алфавит, азбука как система кодирования.

Информация в природе.

Генетическая информация. Генетический код

4

Методы измерения количества информации: вероятностный, алфавитный, содержательный подходы

Количество информации. Вероятность и равновероятность событий. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Формула Шеннона

1

Контрольная работа № 1

1

История систем счисления

Единичная система. Древнеегипетская десятичная непозиционная система. Вавилонская шестидесятеричная система. Римская система. Алфавитные системы. Индийская мультипликативная система. Появление нуля

1

Позиционные системы счисления

Система счисления, цифра, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, базис, алфавит, основание

1

Представление чисел в Р-ичных системах

Развернутая форма записи числа, свернутая форма

1

Единственность представления чисел в позиционных счислениях

Теорема существования и единственности представления натурального числа в виде степенного ряда

4

Арифметические операции в позиционных системах счисления. (+, –, *, /)

Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в различных системах счисления

2

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

Перевод целого числа из Р-ичной системы счисления в десятичную.
Перевод конечной Р-ичной дроби в десятичную.
Перевод бесконечной периодической Р-ичной дроби в десятичную.
Перевод целого числа из десятичной системы счисления в Р-ичную.
Перевод конечной десятичной дроби в Р-ичную.
Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в Р-ичную.
Перевод чисел из Р-ичной системы в Q -ичную

1

Контрольная работа № 2

2

Процесс представления информации. Представление числовой информации

Представление целых и действительных чисел в компьютере. Мантисса, нормализованная форма. Дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая

2

Дискретное (цифровое) представление текстовой информации

Байт и символ. Кодировки. Ввод по коду. Числовой код символа, таблицы кодировок символов (системы кодирования, универсальная система кодирования текста)

2

Дискретное (цифровое) представление графической информации

Растр, принцип декомпозиции, система кодирования RGB . Пространственная дискретизация. Палитра цветов растрового изображения. Разрешающая способность экрана, глубина цвета, графический режим. Режимы кодировки цветного изображения

2

Дискретное (цифровое) представление звуковой информации

Аналоговая и дискретная форма информации. Дискретизация. Частота дискретизации. Глубина кодирования

2

Дискретное (цифровое) представление видеоинформации

Ключевой и разностный кадр. Форматы представления видеоданных ( AVI, Quick Time). Системы сжатия видеоизображений ( MPEG, DivX),подсистемы сжатия и восстановления видеоданных — кодеки

1

Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических дисках

Информационная емкость носителей информации, аналоговые и цифровые носители

1

Контрольная работа № 3

1

Восприятие, запоминание и обработка информации человеком

Человек как информационная система. Информационные процессы человека: особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Система Интенсивного Восприятия Информации (ИВИ).

1

Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств

Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Логарифмические шкалы восприятия: звука, расстояния, времени. Влияние инфразвука на человека. Информационные технологии. Учёт возможностей человека при разработке средств ИТ. Программы для людей с ограниченными возможностями (со звуковым интерфейсом, запах, тактильные ощущения); программы для комплексного воздействия на все органы чувств (кроме вкуса).

Литература

  • Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  • Бешенков С. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
  • Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Изд 2-е. СПб.: Питер, 2005.
  • Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

Разрабоки уроков

 

    © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2006-2007
Разработчик: Городской информационно-методический центр работников образования
При полном или частичном использовании материалов ссылка на диск обязательна
 

 

 

Hosted by uCoz