Главная Программа Тематическое планирование Разработки уроков Об авторах

Тема 9. Информационные технологии (56 ч)

Содержание обучения

Технологии создания и обработки текстовой информации (16 ч ).
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов. Использование систем распознавания текстов.

Обработка числовой информации (6 ч).
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического экспериментов, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач. Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (20 ч).
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Технологии поиска и хранения информации (14 ч).
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе. Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации.

Требования к знаниям и умениям выпускников

Учащиеся должны знать: назначение настольных издательских систем, основные возможности, их отличие от текстовых процессоров; основные возможности применения электронных таблиц в различных областях; системы автоматизированного проектирования конструкторских работ; среды компьютерного дизайна и мультимедийные среды; принципы графического дизайна; форматы растровых и векторных графических файлов; технологию рисования графических примитивов; назначение инструментов системы компьютерного черчения «КОМПАС»; понятие анимации; Gif и Flash анимация; форматы Gif и Flash файлов; форматы звуковых объектов; форматы видеофайлов; назначение кодеков; понятие видеозахват; понятие мультимедийный продукт; наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта; этапы создания мультимедийного продукта; критерии оценивания мультимедийного продукта; возможности применения систем управления баз данных.

Учащиеся должны уметь: создавать компьютерные публикации с помощью настольных издательских систем; использовать и создавать собственные шаблоны; осуществлять проверку орфографии и грамматики; пользоваться различными источниками информации: энциклопедиями, словарями и переводчиками; использовать редактор формул; согласовывать, координировать и оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива; использовать электронные таблицы для выполнения расчетов в различных областях профессиональной деятельности; создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты; работать с различными видами сканеров, цифровыми фото и видео камерами, графическим планшетом; создавать конструкторские работы, средствами САПР (например, «КОМПАС»); создавать Gif и Flash анимацию для презентаций и интернет-приложений; создавать презентации, состоящие из нескольких слайдов; создавать управляющие кнопки, на основе презентаций выполнять учебные, творческие и конструкторские работы; создавать и преобразовывать звуковые объекты с помощью звуковых редакторов; работать с различными носителями информации, создавать различные цифровые архивы и медиатеки; создавать аудиовизуальные объекты, преобразовывать аудиовизуальные объекты с помощью систем линейного и нелинейного монтажа, работать с ТВ-тюнером, видеокамерой; представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок; готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; создавать и заполнять базы данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности; осуществлять поиск, отбор и анализ информации по актуальному вопросу в Интернете и СМИ.

Тематическое планирование

Кол-во часов Тема урока Содержание

Технологии создания и обработки текстовой информации (16 ч)

2

Понятие о настольных издательских системах

Настольная издательская система. Аппаратный, программный и пользовательский уровни поддержки

2

Практическая работа № 1 « Создание компьютерных публикаций»

Страница-шаблон, монтажный стол, модульная сетка, «жидкие» строки. Верстка страниц

2

Практическая работа № 2 « Использование готовых и создание собственных шаблонов»

Шаблон, бланк, поля формы, защита формы

2

Практическая работа № 3 « Использование систем проверки орфографии и грамматики»

Система проверки орфографии и грамматики

2

Практическая работа № 4 « Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей»

Тезаурусы. Системы машинного перевода

2

Практическая работа № 5 « Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов»

Математический редактор. Диаграммы текстового процессора Word . Мастер graf

 

2

Практическая работа № 6 « Использование цифрового оборудования. Использование систем распознавания текстов»

Система оптического распознавания символов, форм, текста

2

Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети

Сетевой доклад, конспект, проект

Обработка числовой информации (6 ч)

2

Практическая работа № 1 « Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, с использованием компьютерных датчиков»

Компьютерный датчик

2

Динамические электронные таблицы.

Практическая работа № 2 « Обработка результатов экспериментов, наблюдений, социальных опросов»

Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического экспериментов, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности.

2

Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.

Практическая работа № 3 «Решение задач по учету и планированию »

Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию

Технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации (20 ч )

2

Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах

САПР конструкторских работ, среды компьютерного дизайна и мультимедийные среды.

Система автоматизированного проектирования «КОМПАС».

Инструменты системы компьютерного черчения «КОМПАС»

1

Практическая работа № 1 «Геометрические построения с использованием САПР»

 

1

Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические изображения. Форматы графических файлов. Растровые и векторные графические редакторы

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB,CMYK и HSB, форматы графических объектов, принципы графического дизайна графические объекты, виды сканеров, цифровые фото и видео камеры, графический планшет

1

Практическая работа № 2 «Захват и печать цифровых фотографий»

Цифровая фотография

1

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом редакторе»

 

1

Практическая работа № 4 «Создание изображений в векторном редакторе»

 

1

Растровая и векторная анимация

Анимации, Gif и Flash анимации, форматы Gif и Flash файлов

1

Практическая работа № 5 «Создание Gif анимации»

 

1

Практическая работа № 6 «Создание Flash анимации»

 

1

Кодирование и обработка звуковой информации

Форматы звуковых объектов. Ввод и обработка звуковых объектов

 

1

Практическая работа № 7 «Кодирование и обработка звуковой информации»

Звуковые редакторы

1

Лазерные диски и запись на них.

Практическая работа № 8 «Хранение информации на различных носителях»

CD, DVD носители, цифровые архивы и медиатеки

1

Цифровое видео. Форматы видео файлов

Форматы видеофайлов, назначение кодеков

1

Практическая работа № 9 «Захват и редактирование цифрового видео»

Видеозахват, потоковое сжатие, ключевой кадр, зависимые кадры, системы линейного и нелинейного монтажа, ТВ-тюнер

1

Мультимедийные проекты

Мультимедийный продукт, этапы создания мультимедийного продукта, критерии оценивания мультимедийного продукта

1

Практическая работа № 10 «Разработка презентации»

Дизайн презентации, слайды

1

Практическая работа № 11 «Использование анимации и звука в презентации»

 

1

Практическая работа № 12 «Интерактивная презентация. Переход между слайдами»

Управляющие кнопки

1

Защита проекта

 

Технологии поиска и хранения информации (14 ч)

1

Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах

Многообразие СУБД. Поисковые компьютерные системы. Библиотечные информационные системы

1

Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных

Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных

1

Практическая работа № 1 « Организация баз данных»

Организация баз данных: путём ввода данных; с помощью мастера; с помощью конструктора, путём импорта данных электронных таблиц; создание многотабличной базы данных

2

Примеры баз данных.

Практическая работа № 2 «Работа с готовыми базами данных»

Юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые базы данных

6

Практическая работа № 3 « Использование инструментов системы управления базами данных

Запросы: на выборку, с параметром; на обновление; на удаление; на добавление на примере формирования базы данных учащихся школы.

2

Практическая работа № 4 «Поисковые системы»

Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

1

Правила цитирования источников информации

Источники информации, цитата, библиографическое описание, ссылки на электронные источники.

Литература

  • Вовк Е. Т. Информатика: уроки по Flash. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.
  • Выбегалов А. А. Музыка на ПК. М.: Аквариум-Принт, К.: Дом печати—ВЯТКА, 2005.
  • Выбегалов А. А. Видеомонтаж на ПК. М.: Аквариум-Принт, К.: Дом печати—ВЯТКА, 2005.
  • Евсеев Г. А., Симонович С. В. Экзаменационные вопросы и ответы. Информатика. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
  • Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  • Куриленко И. Е. Видео «по-домашнему» — это просто. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  • Леонтьев В. П., Прокошев И. В. Цифровая фотостудия на компьютере. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  • Макарова. Н. В. Информатика. 10—11 класс. СПб: Питер Ком, 1999.
  • Молодцов В. А., Рыжикова Н. Б, Головко Т. Г. Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ: Задания, тесты, подготовка к единому государственному экзамену: Учебное пособие. Ростов: Феникс, 2004.
  • Сенокосов А. И. Базы данных // Информатика. 2005. № 15.
  • Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика. М.: АСТ-Пресс книга, Инфорком-П, 2003.
  • Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  • Соловьева Л. Ф. Компьютерные технологии для учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  • Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  • Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  • Угринович Н. Д. Информатика: Базовый курс: Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  • Угринович Н. Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  • Фролов М. И. Учимся музыке на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  • Фролов М. И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  • Ходырева Г. В. Реляционные базы данных // Информатика и образование. 2004. № 4.
  • Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Разрабоки уроков

 

 

 

 

    © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2006-2007
Разработчик: Городской информационно-методический центр работников образования
При полном или частичном использовании материалов ссылка на диск обязательна
 

 

 

Hosted by uCoz