Главная Программа Тематическое планирование Разработки уроков Об авторах

Тема 4. Языки программирования (42 ч)

Содержание обучения

Структура программы. Типы данных. Выражения в языке программирования. Основные операторы языка. Этапы разработки программ. Структурированные типы данных. Вспомогательные алгоритмы. Организация работы с файлами. Стандартные библиотечные модули. Управление текстовым режимом работы монитора. Графика в языке программирования. Организация работы с модулями.

Требования к знаниям и умениям выпускников

Учащиеся должны знать: стратегию проектирования, методы конструирования алгоритмов; базовые принципы построения рациональных алгоритмов; критерии хорошего алгоритма; типы данных и переменных; методы структурного нисходящего программирования; структуры, объединения, массивы; как создавать и пользоваться символьными строками; как выполнять чтение и запись файлов на диске;

Учащиеся должны уметь: разрабатывать алгоритм и анализировать его; описывать типы данных; объявлять глобальные и локальные переменные; использовать операторы if и if else для принятия решения в соответствии со значением выражения; использовать операторы while, repeat, for для создания циклов; использовать нисходящий метод для решения больших проблем путем разбивки их на более мелкие; создавать функции, рекурсивные функции; объявлять массивы (многомерные массивы); создавать строковые функции для копирования, поиска, сравнения, разложения на подстроки.

Тематическое планирование (для изучения языка программирования Borland Pascal)

Кол-во часов

Тема урока

Содержание

1

Структура программы. Типы данных

Повторение. Понятие типа данных. Классификация типов данных. Простые типы данных (целый, вещественный, символьный, логический, перечисляемые, тип диапазон )

2

Выражения в языке программирования

Повторение. Понятие выражения, составляющие выражения (переменные, константы, функции, знаки операций, круглые скобки). Правила составления выражений в языке программирования. Приоритет операций

2

Основные операторы языка

Повторение. Присваивание, ввод, вывод, форматный вывод, оператор перехода, условный оператор, оператор выбора

2

Циклы

Повторение. Циклические алгоритмы. Циклы с пост- и предусловием, цикл с параметром, инвариант цикла

1

Контрольная работа № 1

 

1

Этапы разработки программ

Основные этапы работы с программой. Отладка программы, трассировка, breakpoint 'ы. Тестирование

12

Структурированные типы данных

Массивы. Одномерные массивы, двумерные массивы. Размер, размерность массива. Основные операции с массивами. Многомерные массивы. Сортировка массивов.
Множества.
Строки символов.
Записи

2

Контрольная работа № 2

 

6

Вспомогательные алгоритмы

Процедуры и функции.
Формальные и фактические параметры.
Передача параметров по значению и по ссылке.
Локальные и глобальные переменные. Области видимости.
Различия между процедурами и функциями

3

Организация работы с файлами

Понятие файла в языке программирования.
Правила работы с файлами разных типов.
Организация доступа к файлам, процедуры и функции для работы с файлами. Текстовые, типизированные и нетипизированные файлы

1

Стандартные библиотечные модули

Возможности стандартных модулей.
Стандартные модули System, Crt, Graph, процедуры и функции, их предназначение, дополнительные возможности модулей

2

Управление текстовым режимом работы монитора

Модуль Crt . Процедуры и функции работы с консолью

3

Графика в языке программирования

Модуль Graph . Процедуры и функции работы с графикой. Понятие компьютерной системы координат. Формулы преобразования систем координат. Алгоритм построения графика функции одной переменной. Алгоритм создания динамических изображений

2

Организация работы с модулями

Структура модулей. Интерфейсная, инициализирующая и исполняемая части модулей. Применение модулей

2

Зачет

 

Литература

  • Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала информатики. М.: Наука, 1989.
  • Абрамов С. А., Гнездилова Г. Г., Капустина Е. Н., Селюн М. И. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988.
  • Фаронов В. В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. М.: Нолидж, 1999.
  • Шень А. Программирование: теоремы и задачи. М.: МЦНМО, 1995.

 

Разрабоки уроков

 

    © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2006-2007
Разработчик: Городской информационно-методический центр работников образования
При полном или частичном использовании материалов ссылка на диск обязательна
 

 

 

Hosted by uCoz