Тема 7. Средства ИКТ (24 ч)
Содержание обучения
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей (7 ч).
Представление о коммуникационной среде. Классификация сетей. Локальные вычислительные сети. Организация взаимодействия устройств в сети. Аппаратно-программное обеспечение работы локальных компьютерных сетей.
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем (10 ч).
Виды программного обеспечения. Операционные системы. Понятие о системном администрировании.
Технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места и профилактика оборудования (7 ч).
Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования. Профилактика оборудования.
Требования к знаниям и умениям выпускников
Учащиеся должны знать: устройство средств ИКТ и их функции, в частности: центрального процессора, устройств памяти, периферийных устройств, шин, интерфейсов, носителей информации, микропроцессора вычислительного комплекса; вычислительной системы; телекоммуникационной системы; программный принцип работы компьютера; возможности использования компьютера для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач; назначение и области использования вычислительных комплексов, вычислительных и телекоммуникационных систем; понятия источника и приемника информации, сигнала, кодирования и декодирования, искажения информации при передаче; скорость передачи информации и пропускной способности канала; базовые принципы организации и функционирования глобальных компьютерных сетей; особенности операционных систем и их основных технологических механизмов; динамику количественных и качественных изменений средств ИКТ, прежде всего в профильной области, ее учет при принятии решения о выборе средств ИКТ в соответствии с решаемой задачей; назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Учащиеся должны уметь: оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного способа действия для реализации проектов; оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ; выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ; и спользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств ИКТ, управлением ими (включение и выключение, понимание простейших сигналов, в том числе о неполадке), загрузкой электронных и бумажных носителей (помещение бумаги в лоток принтера, иллюстрации в сканер, загрузка дискеты, компакт-диска, видеокассеты и т. д.).
Тематическое планирование
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание |
2 |
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей |
Основные виды технических средств информатизации. Типы ЭВМ, их основные характеристики и области использования. Архитектура ЭВМ. Компьютерные телекоммуникационные системы. Вычислительные системы и комплексы |
2 |
Представление о коммуникационной среде. Классификация сетей |
Коммуникации, телекоммуникации, коммуникационная сеть, информационная сеть, вычислительная сеть. Интегрированные сети. Глобальная сеть. Передающая среда, линия передачи, каналы связи. Скорость передачи данных (бодовая, информационная). Пропускная способность канала. Сетевой протокол |
2 |
Локальные вычислительные сети. Организация взаимодействия устройств в сети. Аппаратно-программное обеспечение работы локальных компьютерных сетей |
ЛВС. Сетевые кабели. Сетевое оборудование (адаптер, коммутатор, маршрутизатор, концентратор, мост, шлюз, брандмауер). Одноранговые и иерархические ЛВС. Сервер (выделенный, невыделенный). Рабочая станция. Модель «клиент — сервер». Модель «узел — терминал». Топология сетей. Обслуживание компьютерных сетей. Защита информации в ЛВС |
1 |
Практическая работа №1 «Работа в ЛВС» |
Обмен сообщениями по сети, минимальные сетевые настройки |
4 |
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем |
Основные характеристики устройств компьютера. Носители информации. Принятие решения о выборе носителя в соответствии с выполняемой задачей. Программно-аппаратные средства защиты информации |
3 |
Виды программного обеспечения (ПО). Операционные системы (ОС) |
Что такое ПО? Состав и назначение программного обеспечения ПК. Что такое ОС? Назначение. Основные функции. Загрузка ОС. Файлы и папки |
2 |
Понятие о системном администрировании |
Администратор. Основные службы администрирования |
1 |
Практическая работа №2 «Организация антивирусной защиты в информационной системе» |
|
1 |
Технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места |
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение; технические условия эксплуатации |
2 |
Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ |
Диагностика и принятие решений по простейшим неисправностям |
2 |
Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования. |
Комплектации блоков и устройств в соответствии с выполняемой задачей. Основные управляющие сигналы |
2 |
Профилактика оборудования |
Основные неполадки, их признаки и методы устранения |
Литература
- Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
- Бешенков С. А., Кузьмина Н. В., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 11 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
- Гейн А. Г. и др. Информатика: Учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.
- Кузнецов А. А., Угринович Н. Д., Цветкова М. С. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2001/2002 учебном году // Информатика и образование. 2002. № 1.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.
- Фигурнов В. Э. IBM PC. М.: ИНФРА-М, 1999.
Разрабоки уроков
|