Тема 1. Информация и информационные процессы (35 ч)
Содержание обучения
Виды информационных процессов (5 ч).
Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Язык как знаковая система. Передача и хранение информации в живых организмах.
Методы измерения количества информации(5 ч).
Вероятностный, алфавитный, содержательный подходы к измерению информации.
Системы счисления (11 ч).
История систем счисления. Позиционные системы счисления. Представление чисел в P-ичных системах. Единственность представления чисел в позиционных системах счислениях. Арифметические операции в позиционных системах счисления (+, –,*, /). Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
Представление информации в компьютере (12 ч).
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Скорость передачи информации. Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических дисках.
Информационные процессы человека (2 ч).
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком. Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Логарифмические шкалы восприятия, учет возможностей человека при создании средств информационных технологий и их интерфейсов.
Требования к знаниям и умениям выпускников
Учащиеся должны знать: виды и свойства источников и приемников информации; понятия: сигнал, кодирование и декодирование; способы кодирования и декодирования; понятия позиционной, непозиционной системы счисления; причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации; возможности использования компьютера для поиска, хранения, обработки и передачи информации; принципы представления числовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Учащиеся должны уметь: представлять числа в развернутой и свернутой формах; переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую; производить арифметические операции в различных системах счисления; кодировать и декодировать информацию; выделять информационный аспект в деятельности человека, информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного способа действия, определения состава и параметров необходимых средств информатизации для реализации проектов оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации, и скорость передачи информации.
Тематическое планирование
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание |
1 |
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Основные понятия и задачи теории информации |
Макромир и микромир. Мегамир. Вещество, энергия, физическое тело, физическое поле. Знания. Информационное общество |
1 |
Виды информационных процессов.
Информационные процессы в обществе. Особенности информационных процессов в вычислительной технике |
Понятие информационного процесса. Принципиальная схема информационного процесса. Процессы передачи, представления и хранения информации |
2 |
Процесс передачи информации. Сигналы и данные. Кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Скорость передачи информации |
Источник, приемник информации. Сигнал, энергообмен, регистрация сигналов, кодирование, двоичное кодирование, сжатие. Декодирование. Машинный код, двоичный код. Введение бита как ячейки памяти. Пропускная способность канала передачи информации. Килобит/сек. Зависимость скорости передачи от используемой полосы частот. Искажение информации при передаче и при сжатии. Основные принципы построения сетей передачи данных |
1 |
Язык как знаковая система.
Передача и хранение информации в живых организмах |
Язык (естественные и формальные языки), алфавит, азбука как система кодирования.
Информация в природе.
Генетическая информация. Генетический код |
4 |
Методы измерения количества информации: вероятностный, алфавитный, содержательный подходы |
Количество информации. Вероятность и равновероятность событий. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
Формула Шеннона |
1 |
Контрольная работа № 1 |
|
1 |
История систем счисления |
Единичная система. Древнеегипетская десятичная непозиционная система. Вавилонская шестидесятеричная система. Римская система. Алфавитные системы. Индийская мультипликативная система. Появление нуля |
1 |
Позиционные системы счисления |
Система счисления, цифра, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, базис, алфавит, основание |
1 |
Представление чисел в Р-ичных системах |
Развернутая форма записи числа, свернутая форма |
1 |
Единственность представления чисел в позиционных счислениях |
Теорема существования и единственности представления натурального числа в виде степенного ряда |
4 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. (+, –, *, /) |
Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в различных системах счисления |
2 |
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую |
Перевод целого числа из Р-ичной системы счисления в десятичную.
Перевод конечной Р-ичной дроби в десятичную.
Перевод бесконечной периодической Р-ичной дроби в десятичную.
Перевод целого числа из десятичной системы счисления в Р-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в Р-ичную.
Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в Р-ичную.
Перевод чисел из Р-ичной системы в Q -ичную
|
1 |
Контрольная работа № 2 |
|
2 |
Процесс представления информации. Представление числовой информации |
Представление целых и действительных чисел в компьютере. Мантисса, нормализованная форма. Дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая |
2 |
Дискретное (цифровое) представление текстовой информации |
Байт и символ. Кодировки. Ввод по коду. Числовой код символа, таблицы кодировок символов (системы кодирования, универсальная система кодирования текста) |
2 |
Дискретное (цифровое) представление графической информации |
Растр, принцип декомпозиции, система кодирования RGB . Пространственная дискретизация. Палитра цветов растрового изображения. Разрешающая способность экрана, глубина цвета, графический режим. Режимы кодировки цветного изображения |
2 |
Дискретное (цифровое) представление звуковой информации |
Аналоговая и дискретная форма информации. Дискретизация. Частота дискретизации. Глубина кодирования |
2 |
Дискретное (цифровое) представление видеоинформации |
Ключевой и разностный кадр. Форматы представления видеоданных ( AVI, Quick Time). Системы сжатия видеоизображений ( MPEG, DivX),подсистемы сжатия и восстановления видеоданных — кодеки |
1 |
Хранение информации. Накопители на магнитных и оптических дисках |
Информационная емкость носителей информации, аналоговые и цифровые носители |
1 |
Контрольная работа № 3 |
|
1 |
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком |
Человек как информационная система. Информационные процессы человека: особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Система Интенсивного Восприятия Информации (ИВИ). |
1 |
Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств |
Пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Логарифмические шкалы восприятия: звука, расстояния, времени. Влияние инфразвука на человека. Информационные технологии. Учёт возможностей человека при разработке средств ИТ. Программы для людей с ограниченными возможностями (со звуковым интерфейсом, запах, тактильные ощущения); программы для комплексного воздействия на все органы чувств (кроме вкуса). |
Литература
- Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Бешенков С. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
- Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Изд 2-е. СПб.: Питер, 2005.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
Разрабоки уроков
|