Тема 9. Информационные технологии (56 ч)
Содержание обучения
Технологии создания и обработки текстовой информации (16 ч ).
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов. Использование систем распознавания текстов.
Обработка числовой информации (6 ч).
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического экспериментов, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач. Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (20 ч).
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Технологии поиска и хранения информации (14 ч).
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе. Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации.
Требования к знаниям и умениям выпускников
Учащиеся должны знать: назначение настольных издательских систем, основные возможности, их отличие от текстовых процессоров; основные возможности применения электронных таблиц в различных областях; системы автоматизированного проектирования конструкторских работ; среды компьютерного дизайна и мультимедийные среды; принципы графического дизайна; форматы растровых и векторных графических файлов; технологию рисования графических примитивов; назначение инструментов системы компьютерного черчения «КОМПАС»; понятие анимации; Gif и Flash анимация; форматы Gif и Flash файлов; форматы звуковых объектов; форматы видеофайлов; назначение кодеков; понятие видеозахват; понятие мультимедийный продукт; наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта; этапы создания мультимедийного продукта; критерии оценивания мультимедийного продукта; возможности применения систем управления баз данных.
Учащиеся должны уметь: создавать компьютерные публикации с помощью настольных издательских систем; использовать и создавать собственные шаблоны; осуществлять проверку орфографии и грамматики; пользоваться различными источниками информации: энциклопедиями, словарями и переводчиками; использовать редактор формул; согласовывать, координировать и оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива; использовать электронные таблицы для выполнения расчетов в различных областях профессиональной деятельности; создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты; работать с различными видами сканеров, цифровыми фото и видео камерами, графическим планшетом; создавать конструкторские работы, средствами САПР (например, «КОМПАС»); создавать Gif и Flash анимацию для презентаций и интернет-приложений; создавать презентации, состоящие из нескольких слайдов; создавать управляющие кнопки, на основе презентаций выполнять учебные, творческие и конструкторские работы; создавать и преобразовывать звуковые объекты с помощью звуковых редакторов; работать с различными носителями информации, создавать различные цифровые архивы и медиатеки; создавать аудиовизуальные объекты, преобразовывать аудиовизуальные объекты с помощью систем линейного и нелинейного монтажа, работать с ТВ-тюнером, видеокамерой; представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок; готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; создавать и заполнять базы данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности; осуществлять поиск, отбор и анализ информации по актуальному вопросу в Интернете и СМИ.
Тематическое планирование
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание |
Технологии создания и обработки текстовой информации (16 ч) |
2 |
Понятие о настольных издательских системах |
Настольная издательская система. Аппаратный, программный и пользовательский уровни поддержки |
2 |
Практическая работа № 1 « Создание компьютерных публикаций» |
Страница-шаблон, монтажный стол, модульная сетка, «жидкие» строки. Верстка страниц |
2 |
Практическая работа № 2 « Использование готовых и создание собственных шаблонов» |
Шаблон, бланк, поля формы, защита формы |
2 |
Практическая работа № 3 « Использование систем проверки орфографии и грамматики» |
Система проверки орфографии и грамматики |
2 |
Практическая работа № 4 « Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей» |
Тезаурусы. Системы машинного перевода |
2 |
Практическая работа № 5 « Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов» |
Математический редактор. Диаграммы текстового процессора Word . Мастер graf
|
2 |
Практическая работа № 6 « Использование цифрового оборудования. Использование систем распознавания текстов» |
Система оптического распознавания символов, форм, текста |
2 |
Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети |
Сетевой доклад, конспект, проект |
Обработка числовой информации (6 ч) |
2 |
Практическая работа № 1 « Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, с использованием компьютерных датчиков» |
Компьютерный датчик |
2 |
Динамические электронные таблицы.
Практическая работа № 2 « Обработка результатов экспериментов, наблюдений, социальных опросов» |
Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического экспериментов, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. |
2 |
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
Практическая работа № 3 «Решение задач по учету и планированию » |
Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию |
Технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации (20 ч ) |
2 |
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах |
САПР конструкторских работ, среды компьютерного дизайна и мультимедийные среды.
Система автоматизированного проектирования «КОМПАС».
Инструменты системы компьютерного черчения «КОМПАС» |
1 |
Практическая работа № 1 «Геометрические построения с использованием САПР» |
|
1 |
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические изображения. Форматы графических файлов. Растровые и векторные графические редакторы |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB,CMYK и HSB, форматы графических объектов, принципы графического дизайна графические объекты, виды сканеров, цифровые фото и видео камеры, графический планшет |
1 |
Практическая работа № 2 «Захват и печать цифровых фотографий» |
Цифровая фотография |
1 |
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом редакторе» |
|
1 |
Практическая работа № 4 «Создание изображений в векторном редакторе» |
|
1 |
Растровая и векторная анимация |
Анимации, Gif и Flash анимации, форматы Gif и Flash файлов |
1 |
Практическая работа № 5 «Создание Gif анимации» |
|
1 |
Практическая работа № 6 «Создание Flash анимации» |
|
1 |
Кодирование и обработка звуковой информации |
Форматы звуковых объектов. Ввод и обработка звуковых объектов
|
1 |
Практическая работа № 7 «Кодирование и обработка звуковой информации» |
Звуковые редакторы |
1 |
Лазерные диски и запись на них.
Практическая работа № 8 «Хранение информации на различных носителях» |
CD, DVD носители, цифровые архивы и медиатеки |
1 |
Цифровое видео. Форматы видео файлов |
Форматы видеофайлов, назначение кодеков |
1 |
Практическая работа № 9 «Захват и редактирование цифрового видео» |
Видеозахват, потоковое сжатие, ключевой кадр, зависимые кадры, системы линейного и нелинейного монтажа, ТВ-тюнер |
1 |
Мультимедийные проекты |
Мультимедийный продукт, этапы создания мультимедийного продукта, критерии оценивания мультимедийного продукта |
1 |
Практическая работа № 10 «Разработка презентации» |
Дизайн презентации, слайды |
1 |
Практическая работа № 11 «Использование анимации и звука в презентации» |
|
1 |
Практическая работа № 12 «Интерактивная презентация. Переход между слайдами» |
Управляющие кнопки |
1 |
Защита проекта |
|
Технологии поиска и хранения информации (14 ч) |
1 |
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах |
Многообразие СУБД. Поисковые компьютерные системы. Библиотечные информационные системы |
1 |
Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных |
Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных |
1 |
Практическая работа № 1 « Организация баз данных» |
Организация баз данных: путём ввода данных; с помощью мастера; с помощью конструктора, путём импорта данных электронных таблиц; создание многотабличной базы данных |
2 |
Примеры баз данных.
Практическая работа № 2 «Работа с готовыми базами данных» |
Юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые базы данных |
6 |
Практическая работа № 3 « Использование инструментов системы управления базами данных |
Запросы: на выборку, с параметром; на обновление; на удаление; на добавление на примере формирования базы данных учащихся школы. |
2 |
Практическая работа № 4 «Поисковые системы» |
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. |
1 |
Правила цитирования источников информации |
Источники информации, цитата, библиографическое описание, ссылки на электронные источники. |
Литература
- Вовк Е. Т. Информатика: уроки по Flash. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.
- Выбегалов А. А. Музыка на ПК. М.: Аквариум-Принт, К.: Дом печати—ВЯТКА, 2005.
- Выбегалов А. А. Видеомонтаж на ПК. М.: Аквариум-Принт, К.: Дом печати—ВЯТКА, 2005.
- Евсеев Г. А., Симонович С. В. Экзаменационные вопросы и ответы. Информатика. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
- Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Куриленко И. Е. Видео «по-домашнему» — это просто. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
- Леонтьев В. П., Прокошев И. В. Цифровая фотостудия на компьютере. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
- Макарова. Н. В. Информатика. 10—11 класс. СПб: Питер Ком, 1999.
- Молодцов В. А., Рыжикова Н. Б, Головко Т. Г. Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ: Задания, тесты, подготовка к единому государственному экзамену: Учебное пособие. Ростов: Феникс, 2004.
- Сенокосов А. И. Базы данных // Информатика. 2005. № 15.
- Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика. М.: АСТ-Пресс книга, Инфорком-П, 2003.
- Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Соловьева Л. Ф. Компьютерные технологии для учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10—11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Угринович Н. Д. Информатика: Базовый курс: Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Угринович Н. Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Фролов М. И. Учимся музыке на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Фролов М. И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Ходырева Г. В. Реляционные базы данных // Информатика и образование. 2004. № 4.
- Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Разрабоки уроков
|