Тема 4. Языки программирования (42 ч)
Содержание обучения
Структура программы. Типы данных. Выражения в языке программирования. Основные операторы языка. Этапы разработки программ. Структурированные типы данных. Вспомогательные алгоритмы. Организация работы с файлами. Стандартные библиотечные модули. Управление текстовым режимом работы монитора. Графика в языке программирования. Организация работы с модулями.
Требования к знаниям и умениям выпускников
Учащиеся должны знать: стратегию проектирования, методы конструирования алгоритмов; базовые принципы построения рациональных алгоритмов; критерии хорошего алгоритма; типы данных и переменных; методы структурного нисходящего программирования; структуры, объединения, массивы; как создавать и пользоваться символьными строками; как выполнять чтение и запись файлов на диске;
Учащиеся должны уметь: разрабатывать алгоритм и анализировать его; описывать типы данных; объявлять глобальные и локальные переменные; использовать операторы if и if else для принятия решения в соответствии со значением выражения; использовать операторы while, repeat, for для создания циклов; использовать нисходящий метод для решения больших проблем путем разбивки их на более мелкие; создавать функции, рекурсивные функции; объявлять массивы (многомерные массивы); создавать строковые функции для копирования, поиска, сравнения, разложения на подстроки.
Тематическое планирование (для изучения языка программирования Borland Pascal)
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание |
1 |
Структура программы. Типы данных |
Повторение. Понятие типа данных. Классификация типов данных. Простые типы данных (целый, вещественный, символьный, логический, перечисляемые, тип диапазон ) |
2 |
Выражения в языке программирования |
Повторение. Понятие выражения, составляющие выражения (переменные, константы, функции, знаки операций, круглые скобки). Правила составления выражений в языке программирования. Приоритет операций |
2 |
Основные операторы языка |
Повторение. Присваивание, ввод, вывод, форматный вывод, оператор перехода, условный оператор, оператор выбора |
2 |
Циклы |
Повторение. Циклические алгоритмы. Циклы с пост- и предусловием, цикл с параметром, инвариант цикла |
1 |
Контрольная работа № 1 |
|
1 |
Этапы разработки программ |
Основные этапы работы с программой. Отладка программы, трассировка, breakpoint 'ы. Тестирование |
12 |
Структурированные типы данных |
Массивы. Одномерные массивы, двумерные массивы. Размер, размерность массива. Основные операции с массивами. Многомерные массивы. Сортировка массивов.
Множества. Строки символов. Записи
|
2 |
Контрольная работа № 2 |
|
6 |
Вспомогательные алгоритмы |
Процедуры и функции.
Формальные и фактические параметры. Передача параметров по значению и по ссылке. Локальные и глобальные переменные. Области видимости. Различия между процедурами и функциями
|
3 |
Организация работы с файлами |
Понятие файла в языке программирования.
Правила работы с файлами разных типов. Организация доступа к файлам, процедуры и функции для работы с файлами. Текстовые, типизированные и нетипизированные файлы
|
1 |
Стандартные библиотечные модули |
Возможности стандартных модулей.
Стандартные модули System, Crt, Graph, процедуры и функции, их предназначение, дополнительные возможности модулей
|
2 |
Управление текстовым режимом работы монитора |
Модуль Crt . Процедуры и функции работы с консолью |
3 |
Графика в языке программирования |
Модуль Graph . Процедуры и функции работы с графикой. Понятие компьютерной системы координат. Формулы преобразования систем координат. Алгоритм построения графика функции одной переменной. Алгоритм создания динамических изображений |
2 |
Организация работы с модулями |
Структура модулей. Интерфейсная, инициализирующая и исполняемая части модулей. Применение модулей |
2 |
Зачет |
|
Литература
- Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала информатики. М.: Наука, 1989.
- Абрамов С. А., Гнездилова Г. Г., Капустина Е. Н., Селюн М. И. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988.
- Фаронов В. В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. М.: Нолидж, 1999.
- Шень А. Программирование: теоремы и задачи. М.: МЦНМО, 1995.
Разрабоки уроков
|